top of page

«Постоянный поток увлечённых талантов из глубинки»

«Если ты смотришь на год вперед, выращивай рис.

Если ты смотришь на двадцать лет вперед, выращивай деревья.

Если ты смотришь вперед на столетия, выращивай людей».

Китайская мудрость

Пожалуй, для обозначения дополнительного образования необходимо искать новый термин. Всё больше школьников свою будущую профессию связывают не с тем, то они делают в школе, а с онлайн-курсами или работой в кружках.

 Рассказывает председатель ВРОО «Созидание» Павел Горбунов:

Я ушел из Банка России в 2012 году, чтобы реализовать свой творческий потенциал, в том числе создавать IT-стартапы. Мы делали проект вместе с Вологодским университетом по big data, получили поддержку по программе СТАРТ. Но проект не выстрелил, т. к. не нашли прикладных областей применения. Стали развивать студенческое предпринимательство, заключили соглашение с ФРИИ, провели 5 потоков курса «Интернет-предпринимательство» в ВоГУ и ЧГУ. Я видел, что очень мало заинтересованных студентов. Поменять мотивацию после 18 лет сложно.

 

Поэтому в 2017 году мы пошли к школьникам, чтобы не только учить технологиям, но и закладывать правильный фундамент — творческое, созидательное отношение к жизни, навыки работы в командах, проектное управление. Это лучше делать с раннего возраста, с начальной школы. Получили поддержку ФПГ на реализацию проекта «VolBIT — кружок информационных технологий национальной технологической инициативы». Сейчас у нас 3 площадки в Вологде и 1 в районе — селе Нюксеница. В планах – расширение до десяти районов.

У нас сформировалось ядро команды и своя сетка проектов и мероприятий, направленных на вовлечение и популяризацию научно-технического творчества и технологического предпринимательства детей и молодежи У нас выстроены хорошие связи с региональным образованием, бизнес- и стартап-сообществом, государством.

Я понял, что мне интереснее и смогу принести больше пользы, если буду реализовывать не один-два своих бизнес-проекта, а стану наставником, буду обучать и вовлекать в технологическое предпринимательство много детей, которые в свою очередь сгенерят массу идей и реализуют много бизнесов.

Сергей Радочин, веб-разработчик, выпускник Вологодского государственного университета, о курсе интернет-предпринимательства:

Я был этим очень увлечён и очень хотел сделать игру, которая будет приносить деньги. Курсы должны были мне в этом помочь. Они позволили проанализировать проект, увидеть все его «минусы», составить рабочий план, сформировать команду и уже вместе с ней создать рабочий прототип, который по итогу мы смогли показать. «Мы сделали это, в какой-то мере мы не безнадежны», — подумали мы тогда. (…) Мы придумывали идею и затем уже с преподавателями, а это были Галина Уханова и Павел Горбунов по 11 шагам работали с этим проектом. Анализировали, рассчитывали ключевые показатели, даже возможную прибыль, затраты — всё то, что было нужно для грамотной организации. Я помню эти вечера, иногда даже ночи, потому, что я ещё работал и учился в университете. (…)

На бумаге было все очень даже позитивно. Мы рассчитывали, что наш продукт скачают миллионы пользователей, что мы привлечём инвестиции для рекламы, для развития. Конечно, в перспективе на года суммы были внушительными, правда с учётом того, что разработка могла занимать очень много времени, месяцев семь — восемь. (…) Уже потом я начал изучать тему глубже и понял, что на самом деле максимум для таких проектов — это месяц. Все, что длится больше, — тут нужно либо привлекать инвестиции, либо просто не браться за такие проекты.

На самом деле курс очень хорошо продвинул меня не только в сфере игровых разработок, но и дал общее понимание ведения проектов, бизнеса, расчёта всех показателей, управления, тайм-менеджмента, распределения задач, работы с командой.

 

Конечно, на селе сейчас очень мало преподавателей, которые могут качественно учить программированию, робототехнике, проектному подходу, работе в командах. Мы ищем наставников среди увлеченных старшеклассников - волонтеров, учителей младших классов, местных технологических энтузиастов. Даем им методики, концепцию обучения, консультации. Активно используем дистанционные форматы взаимодействия. Постоянно держим руку на пульсе, помогаем, проводим различные мастер-классы и соревнования для детей.

Много занимаемся геймификацией обучения и проектной деятельности, чтобы детям было интересно. Основной принцип — массово готовить детей именно на малой родине силами местных специалистов, переезд в Вологду и Череповец естественным образом, после поступления в вуз.

Дмитрий Шуран, одиннадцатиклассник из Вологодского многопрофильного лицея, призёр Всероссийской олимпиады школьников по программированию:

Во все районы области были направлены приглашения, одно из которых получила моя учительница и предложила мне съездить. Я подумал, что «да, это будет здорово». Изначально занятия шли дистанционно, недели две, может чуть больше. Три раза в неделю были разборы по два часа. В них объяснялись основы языка, основные темы, рассказывалось о самом языке программирования, в прошлый раз была Java. После этого курса был организован турнир: 18 задач и 3 часа на их решение. Два года назад я решил всего 6 задач и занял 6-е место. Были те, кто решили всего и одну, две, а были и те, кто все 12.

Наши основные площадки в районах — Дома детского творчества. У некоторых слабая материально-техническая база. Нет ноутбуков, плохой интернет. Нужно их оснащать.

В Вологде и Череповце уже есть свой IT-кластер, в котором значительная часть ведущих разработчиков родом из районов Вологодской области. Мы видим свою задачу искать таланты на селе, обучать и готовить к получению профильного образования, формировать и развивать сообщество в формате кружкового движения НТИ и давать им возможность творческой самореализации на предприятиях региональной ИТ-отрасли, либо помогать создавать свои стартапы.

Нужен постоянный устойчивый поток увлеченных талантов из глубинки. Подробнее мы пишем об этом в заявке проекта «Ломоносовы и Кулибины 21 века». Нам интересны подобные инициативы из других регионов России, а также индустриальные партнеры, готовые выстраивать долгосрочные отношения. Давайте делиться опытом, объединять усилия и ресурсы. Вместе мы быстрее и эффективнее достигнем результата.

 

В статье использованы фотографии из архива VolBIT, личных архивов Павла Горбунова, Сергея Радочина, Дмитрия Шурана, а также фрагменты интервью, взятых Богданом Стешуком и Александром Подхомутовым, медиа-волонтерами ВРОО «Созидание».

Оригинал статьи на Меле.

bottom of page