
Проект "Цифровые Кулибины и Ломоносовы из глубинки".
Отчет по 3 этапу (01.04.2021 - 31.05.2021) и всему проекту в целом
Соревнования по алгоритмике - управлению виртуальным роботом LightBot прошли в Шуйском, Харовске, Уткино, Шексне, Липином Бору, Бабушкино, Кубенском. Школьники узнали, как применять полученные в школе знания в жизни. Что такое теория и что такое практика. Как увидеть красоту и как её можно создавать самому. О востребованных и перспективных цифровых профессиях.
Затем соревновались в создании алгоритма движения робота от старта к финишу. Управление роботом развивает логическое мышление, умение решать алгоритмические задачи за ограниченное время. В Центре "ТОЧКА РОСТА" школы №5 Сокола для учащихся пятых и четвертых классов прошли мастер-классы по программированию в Скретч. Скретч - это визуальная среда программирования для детей. Она простая и мощная одновременно.
Как образно говорит Митч Резник: "В Скретче низкие пороги и высокие потолки". Она дает простор для реализации детского цифрового творчества, развития навыков логического мышления. Дети сделали проект на Скретч. У школьников будет возможность продолжить занятия по Скретч в школьной "Точке Роста". Помогать будут цифровые волонтеры - старшеклассники.
Мастер-классы по искусственному интеллекту прошли для учащихся школ №14 и №18 Вологды. Учащиеся узнали об истории возникновения искусственного интеллекта (ИИ), о его достижениях и направлениях развития. О тесте Тьюринга, о слабом и сильном ИИ. О нейронных сетях, машинном обучении и больших данных. Протестировали интеллектуальные возможности голосового помощника Алисы, различные реализации нейронных сетей по фото-обработке, генерации человеческих лиц. Проверили работу виртуального диктора. Подробнее с технологиями ИИ можно познакомиться на занятиях по цифровым технологиям в компьютерном клубе VolBIT.
Организованы и проведены виртуальные встречи - вебинары с преподавателями-наставниками и цифровыми волонтерами. Передача лучших практик, обмен опытом по программированию в Скретч, технологиям искусственного интеллекта, машинному зрению.
Профориентационные экскурсии для девятиклассников из Харовска и Сокола прошли в Вологодском колледже связи и IT-технологий. Старшеклассники познакомились с востребованными специальностями, какие можно получить в колледже. Это электромонтер охранно-пожарной сигнализации, информационные системы и программирование, документационное обеспечение управления и архивоведение, сетевое и системное администрирование, обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем, техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники.
Высокотехнологичное оборудование и лаборатории, оснащенные самым современным инструментом и приборами. Преподаватели, досконально знающие и любящие свои предметы. Музей, в котором собраны уникальные экспонаты по истории связи - понравились и запомнились экскурсантам.
В образовательном центре «Импульс» прошла обзорная экскурсия для девятиклассников из Харовска. 16 старшеклассников познакомились с возможностями образовательного центра по подготовке учащихся по техническим, цифровым профилям, о также по химии, физике, биологии. Больше всего школьникам понравились очки виртуальной реальности, робот-манипулятор KUKA. Центр создан для выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи Вологодской области. В Центре проводятся профильные и проектные смены, лабораторные практикумы, а также интенсивные программы. Набор на каждую программу проводится по критериям, соответствующим профилю открываемой смены. Стать участником смены может ребенок, обучающийся в Вологодской области, имеющий индивидуальные достижения по профилю смены: результативное участия в конкурсах, олимпиадах.
Первокурсники ИТ-специализации Вологодского строительного колледжа побывали с профориентационной экскурсией в ЦМИТ "Современные машиностроительные технологии".
Общие результаты по проекту
-
количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта - 2151
-
количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения - 448
-
количество волонтеров - 100
-
количество экспертов, тренеров, преподавателей безвозмездно участвующих в проекте - 90
Качественные результаты
Реализация проекта обеспечила у целевой группы - детей 8-10 лет в семи сельских районах Вологодской области:
1. Формирование навыков объектного взаимодействия в средах программирования, создания собственных программных событий (интерактивных историй, игр и презентаций, обучающих программ и тренажеров, мультфильмов, моделей), иллюстрирующих пройденный материал по различным учебным предметам.
2. Сформирован устойчивый познавательный интерес к обучению, развитие воображения, творческих способностей через использование цифровых технологий.
3. Усвоены базовые навыки работы с компьютером как рабочим инструментом, первоначальные элементы логического и алгоритмического мышления, умения составлять простейшие алгоритмы и правила техники безопасности при работе на компьютере.
4. Сформировано понимание профессий цифровой сферы как высокооплачиваемых, перспективных и доступных на территории Вологодской области.
Оценка результатов реализации проекта, в том числе полученного социального эффекта
Проектом, как и планировалось, были охвачены сельские районы Вологодской области: Грязовецкий, Вашкинский, Сокольский, Шекснинский, Харовский. Дополнительно в проект были вовлечены Вологодский и Междуреченский муниципальные районы.
Проект обеспечил тиражирование успешного опыта компьютерного клуба VolBIT по популяризации и обучению цифровым технологиям в семь районов Вологодской области (Вашкинский, Вологодский, Грязовецкий, Междуреченский, Сокольский, Шекснинский, Харовский). При поддержке и используя материально-техническую базу местных школ и домов детского творчества, активно задействуя для вовлечения и обучения детей младших классов волонтеров - старшеклассников, увлеченных ИТ, и преподавателей - наставников.
Основные выводы и планы развития:
1. Реализованный проект показал свою устойчивость и возможность дальнейшего использования результатов проекта детьми и подростками, интересующимися ИТ, для популяризации и обучения цифровым технологиям, получения цифровых профессий.
2. Наиболее эффективными показали себя методы сочетания мастер-классов, семинаров, кибер-соревнований для вовлечения в ИТ и последующее обучение на постоянной основе. Также показали свою эффективность совместные мероприятия с органами государственного управления, образовательными организациями, бизнесом, волонтерскими объединениями и лидерами мнений.
3. Освоен метод дистанционной работы с волонтерами и преподавателями - наставниками. Создано сетевое сообщество волонтеров и наставников в виде закрытой группы и диалога ВКонтакте, электронных конференций zoom.
4. Начато создание электронной базы знаний для волонтеров и наставников. Причем часть контента сделано самими наставниками в формате вебинаров для распространения лучших практик и обмена опытом при организационной и инфраструктурной поддержке VolBIT.
5. Планируется распространение, масштабирование результатов проекта на другие районы Вологодской области.
6. Заложена основа ресурсного центра цифровых волонтеров Вологодской области. Куда добровольцы могут обратиться за помощью и поддержкой. Обменяться опытом, получить методические материалы, организационную поддержку, пройти обучение.
7. Компания R-Style SoftLab - постоянный партнер Скретч-хакатона предоставила призы лучшим участникам, приняла участие в торжественном открытии и закрытии хакатона. Компания Playrix подарила технику для обучения детей цифровым технологиям. Компания Playrix - партнер компьютерного клуба VolBIT в реализации проектов: "VolBIT - ИТ-кружок НТИ", "VolBIT - готовим кадры для цифровой экономики", "Цифровые Кулибины и Ломоносовы из глубинки". Пройдет время, дети вырастут, пройдут обучение и пополнят кадры региональной, национальной, мировой цифровой индустрии. VolBIT получил в подарок от Playrix бывшие в употреблении персональные компьютеры. В VolBIT техника обрела вторую жизнь. 30 модернизированных ПК переданы в сельские школы и ДДТ, где она используется для обучения детей на курсах по цифровым технологиям.
Наличие и характер незапланированных результатов
-
Участие в партнерстве с Теплицей социальных технологий в мероприятиях во время Европейской недели программирования по популяризации и продвижению программирования среди детей и молодежи в рамках инициативы «Meet and Code». Организован и проведен интерактивный вебинар "Искусственный интеллект. Вымысел и реальность" с участием детей из сельских районов Вологодской области, занимающихся в кружках технического творчества и интересующихся цифровыми технологиями. Школьники познакомились с возможностями искусственного интеллекта. Протестировали сервисы на основе ИИ. Предложили свои варианты применения ИИ в жизни людей. Интерактивно сформировали в сервисе menti.com свое видение повестки развития и роли ИИ в будущем.
-
Партнерство с Правительством Вологодской области обеспечивает синергетический эффект, позволяет провести мероприятие на более высоком уровне и с большей эффективностью. Примеры - мастер-классы по цифровым технологиям, соревнования по Алгоритмике в сельских районах области.
Недостатки, выявленные в ходе реализации проекта
В Вологодской области введенный режим повышенной готовности в связи с коронавирусной инфекцией продлен до 30 июня. Губернатор О.А. Кувшинников отметил, что в регионе сохраняются все ранее введенные ограничения, в том числе запрет на массовые мероприятия.
Данная ситуация потребовала отмены ряда мероприятий проекта, планировавшихся в офлайн. Максимальное их количество было переведено в онлайн формат. К сожалению, из-за продления ограничительных мероприятий, так и не получилось провести очные экскурсии в ИТ-компании. Они были заменены онлайн интервью с представителями ИТ-компаний.
По этой же причине сроки и место проведения некоторых мероприятий переносились, в том числе в онлайн формат.
Общие выводы по результатам реализации проекта
Факторы успешной реализации проекта (внутреннего и внешнего характера):
1. Получение и реализация практического опыта у членов ВРОО "Созидание" проведения мероприятий и взаимодействия с целевой аудиторией в онлайн-формате по направлению реализации проекта.
2. Наличие партнеров, имеющих ресурсы и заинтересованных в реализации проекта. Заключенные официальные соглашения с партнерами о сотрудничестве в районах области.
3. Эффективное продвижение проекта в СМИ, интернете и социальных сетях.
4. Поддержка Правительства Вологодской области.
5. Ориентация на энтузиазм и внутреннюю мотивацию участников проекта, способных преодолевать трудности.
Проект положительно повлиял на развитие ВРОО "Созидание". Он дал конкретный опыт по подготовке, организации и проведению мероприятий, их освещению в СМИ, ведению групп в социальных сетях, подготовке видеороликов. Поиску и подготовке наставников, преподавателей, волонтеров. Помог привлечь в Созидание и VolBIT новых участников. Укреплена материально техническая и методическая база Созидания. Установлены отношения сотрудничества с образовательными организациями в районах области.
Деятельность по реализации проекта в Вологодской области с опорой на цифровых волонтеров и преподавателей-наставников актуальна и будет продолжена. Надеемся на масштабирование в рамках реализации проекта "Ресурсный центр цифровых волонтеров Вологодской области".







