
Проект VolBIT - готовим кадры для цифровой экономики.
Отчет по 3 этапу (01.08.2019 - 30.11.2019) и всему проекту в целом
Руководитель компьютерного клуба VolBIT Павел Горбунов провел занятия по цифровой грамоте, навыкам логического мышления, алгоритмике в Центре дополнительного образования Тотьмы. Проведено обучение и вовлечение детей 5 – 12 лет в цифровые компьютерные технологии. Школьники с интересом узнали о профессиях в сфере цифровых технологий. Самые сообразительные получили в подарок фирменные блокноты VolBIT. Попробовали управлять виртуальным роботом в приложении LightBot. Осенью занятия по программированию можно продолжить в ЦДО в кружке по Скретч.
7 и 9 октября 2019 года в Вологде состоялась серия кибер-соревнований по цифровой грамоте. Мероприятия провели сотрудники и волонтеры «компьютерного клуба VolBIT» в рамках Европейской недели программирования и инициативы Meet and Code. В кибер-соревнованиях приняло участие 300 учеников 14, 18, 28 и 33 школ Вологды в возрасте от 8 до 10 лет, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Активную помощь в организации и проведении мероприятий оказало Управление образования Вологды и учителя школ.
8 октября 2019 года в городе Соколе Вологодской области прошли кибер-соревнования по цифровой грамоте. Мероприятие провели сотрудники и волонтеры «компьютерного клуба VolBIT» в рамках Европейской недели программирования и инициативы Meet and Code. В кибер-соревнованиях участвовало 50 учеников школы № 2 г. Сокола в возрасте от 8 до 10 лет. Активную помощь в организации и проведении мероприятия оказал Дом детского творчества Сокола и учителя школы.
Кибер-соревнования в Тотьме, Тарноге, Кириллове и Шуйском. Управление роботом развивает алгоритмическое мышление. Это альтернатива соревнованиям по компьютерным играм и олимпиадам по программированию. Перед кибер-соревнованиями дети и родители познакомились с возможностями и значением цифровых технологий в жизни современного человека. Проведена презентация профессий цифровой экономики и программ обучения в кружках VolBIT с дальнейшим получением профильного образования в вузах и трудоустройством на предприятия ИТ-отрасли Вологодской области.
Совместные профориентационные походы представителей ИТ-компаний Вологды, организаций дополнительного образования, Вологодского государственного университета прошли в октябре и ноябре в Вологде. В мероприятиях приняло участие 350 учащихся из 8, 26, 37 городских школ, вологодские филиалы компаний Сбербанк Технологии, R-Style Softlab, компьютерного клуба VolBIT, кафедры АВТ ВоГУ. Старшеклассники узнали об условиях поступления на цифровые направления ВоГУ, какие экзамены сдавать, какие ИТ-специальности можно получить. Задавали вопросы и получали ответы напрямую от представителей вуза и работодателей. Компании рассказали, как попасть к ним на работу, какие требования к студентам.
Образовательные сессии для начинающих технологических предпринимателей Junior Startup Weekend 2019 состоялись в октябре в Тотьме и селе имени Бабушкина. Цель проведения – создание условий для реализации научного и творческого потенциала, обучение основам коммерциализации инновационных идей и проектов, популяризация конструирования, изобретательства, технологического предпринимательства у молодежи. На мероприятия было подано более 90 заявок от учащихся 9 – 11 классов и преподавателей школ №1, №2 и №3 Тотьмы, Бабушкинской средней школы,студентов Тотемского политехнического техникума. Участники JSW научились генерировать идеи, ознакомились с ключевыми навыками предпринимательства: основами маркетинга и продаж, презентацией проекта экспертам и инвесторам. Пробовали составлять бизнес-модели проектов, работать в команде, формировать и проверять бизнес-гипотезы.
Старшеклассники из Сокола и Вологды посетили с профориентационной экскурсией ЦМИТ "Современные машиностроительные технологии" и кафедру Автоматики и вычислительной техники Вологодского государственного университета. Школьники узнали о современной робототехнике: промышленной и образовательной. Технологиях 3D конструирования, моделирования и печати, возможностях применения нейронных сетей для прогнозирования экономических процессов, условиях поступления и обучения в ВоГУ.
Профориентационные мастер-классы по цифровым технологиям для старшеклассников прошли в Кирилловской и Шуйской средних школах. Учащиеся узнали о профессиях цифровой отрасли, об ИТ-предприятиях Вологды. Рассказали, кем они мечтают стать, когда станут взрослыми. Проверили свои алгоритмические способности - решали задачи на логическое мышление. Самые сообразительные получили фирменные сувениры компьютерного клуба VolBIT.
Серия вебинаров 20, 25 и 28 ноября 2019 года для учащихся 2-5 классов из районов Вологодской области, занимающихся в кружках по цифровым технологиям:
-
Искусственный интеллект. Как подружиться с компьютерным разумом.
-
Скретч - цифровое коллективное творчество.
-
Вологжане, достигшие успеха в цифровой сфере.
Количественные результаты 3 этапа
-
количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта - 871
-
количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения - 250
-
количество волонтеров - 21
-
количество экспертов, тренеров, преподавателей безвозмездно участвующих в проекте - 45
Общие результаты по проекту
-
количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта - 2964
-
количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения - 355
-
количество волонтеров - 109
-
количество экспертов, тренеров, преподавателей безвозмездно участвующих в проекте - 115
Качественные результаты
1. Проведено обучение детей информационным технологиям, их вовлечение в совместную проектную деятельность, в том числе с опорой на добровольцев на местах. Получена государственная образовательная лицензия на дополнительное образование детей и взрослых технической направленности.
2. Осуществлено ознакомление молодежи с историями успеха ИТ-специалистов в высокотехнологичных проектах и отраслях экономики.
3. Проведено вовлечение детей и молодежи в научно-техническое творчество, изобретательство и технологическое предпринимательство через совместное творчество, проектный подход и созидательную деятельность в ИТ-сфере.
4. В 6 районах области создана сеть кружков - площадок VolBIT, позволяющая технологическому энтузиасту из района пройти обучение, получить доступ к экспертам и компетенциям, необходимым для реализации его ИТ-проекта.
5. Апробирован набор технологических соревнований, хакатонов, конкурсов, олимпиад, побуждающих технологических энтузиастов к исследованиям и творчеству в сфере ИТ и сквозных технологий НТИ.
6. Оказана помощь молодым людям в формировании успешной образовательной карьеры в ВоГУ, ЧГУ, ВКСиИТ и последующем трудоустройстве на ведущие ИТ-фирмы региона и РФ.
7. Начато привлечение в VolBIT наставников - взрослых технологических энтузиастов (в роли преподавателей, лидеров проектов, модераторов, консультантов), компетентных и способных взаимодействовать со школьниками в недирективной манере.
8. Вокруг VolBIT совместно с органами государственного управления, бизнеса, образования, общественных организаций, технологических энтузиастов начато формирование региональной экосистемы управления талантами, в т.ч. выявления и развития талантов.
Оценка результатов реализации проекта, в том числе полученного социального эффекта
Проект обеспечил тиражирование успешного опыта компьютерного клуба VolBIT в шесть районов Вологодской области (Бабаевский, Бабушкинский, Тотемский, Тарногский, Кирилловский и Междуреченский). При поддержке и используя материально-техническую базу местных школ и домов детского творчества, активно задействуя для вовлечения и обучения детей младших классов волонтеров - старшеклассников, увлеченных ИТ, и преподавателей - наставников.
Основные выводы и планы развития:
1. Реализованный проект показал свою устойчивость и возможность дальнейшего использования результатов проекта детьми и подростками, интересующимися ИТ, для популяризации и обучения цифровым технологиям, вовлечения в технологическое предпринимательство.
2. Наиболее эффективными показали себя методы сочетания мастер-классов, семинаров, кибер-соревнований для вовлечения в ИТ и последующее обучение на постоянной основе. Также показали свою эффективность совместные мероприятия с органами государственного управления, образовательными организациями, бизнесом, волонтерскими объединениями и лидерами мнений.
3. Планируется распространение, масштабирование результатов проекта на другие районы Вологодской области.
4. Начато создание самоорганизующегося разновозрастного сообщества энтузиастов, принимающих технологические вызовы новых рынков в сфере информационных технологий на основе общей деятельности, опыта и ценностей. Это длительный процесс, требующий времени, финансовых и организационных ресурсов, квалифицированных и увлеченных наставников.
Наличие и характер незапланированных результатов
-
Участие в партнерстве с Теплицей социальных технологий в мероприятиях во время Европейской недели программирования по популяризации и продвижению программирования среди детей и молодежи в рамках инициативы «Meet and Code». Организовано 3 мероприятия в Вологде и 1 в Сокольском районе области.
-
Партнерство с Правительством Вологодской области обеспечивает синергетический эффект, позволяет провести мероприятие на более высоком уровне и с большей эффективностью. Примеры - образовательные стартап-сессии Junior Startup Weekend в Тотемской и Бабушкинском районах области.
-
Компания Playrix подарила технику для обучения детей цифровым технологиям. Компания Playrix - партнер компьютерного клуба VolBIT в реализации проектов: "VolBIT - ИТ-кружок НТИ" и "VolBIT - готовим кадры для цифровой экономики". Участники наших кружков бывают в гостях с экскурсиями в офисах Playrix, где они знакомятся с условиями работы, могут задать вопросы сотрудникам компании. Пройдет время, дети вырастут, пройдут обучение и пополнят кадры региональной, национальной, мировой цифровой индустрии. VolBIT получил в подарок от Playrix три персональных компьютера. В VolBIT техника обретет вторую жизнь и будет использоваться для обучения детей на курсах по цифровым технологиям в ШК "Чемпион".
Недостатки, выявленные в ходе реализации проекта
-
Встречались случаи низкой вовлеченности школьников в цифровые технологии и технологическое предпринимательство. Изменить ситуацию может системная долгосрочная деятельность по их вовлечению и обучению цифре.
-
Иногда сроки и место проведения мероприятий переносились в связи с объективными обстоятельствами внешнего характера.
-
При уходе ключевого наставника-преподавателя в районе деятельность по направлению деятельности проекта замирает. Это подтверждает, что энтузиазм нуждается в поддержке, в т.ч. и материальной.
Общие выводы по результатам реализации проекта
Факторы успешной реализации проекта (внутреннего и внешнего характера):
1. Наличие практического опыта у членов ВРОО "Созидание" по направлению реализации проекта.
2. Наличие партнеров, имеющих ресурсы и заинтересованных в реализации проекта. Заключенные официальные соглашения с партнерами о сотрудничестве в районах области.
3. Эффективное продвижение проекта в СМИ, интернете и социальных сетях.
4. Поддержка Правительства Вологодской области.
5. Ориентация на энтузиазм и внутреннюю мотивацию участников проекта, способных преодолевать трудности.
Проект положительно повлиял на развитие ВРОО "Созидание". Он дал конкретный опыт по подготовке, организации и проведению мероприятий, их освещению в СМИ, ведению групп в социальных сетях, подготовке видеороликов. Поиску и подготовке наставников, преподавателей, волонтеров. Помог привлечь в Созидание и VolBIT новых участников. Установлены отношения сотрудничества с образовательными организациями в районах области.
Деятельность по реализации проекта в Вологодской области актуальна и будет продолжена. Надеемся на масштабирование в пяти новых районах Вологодской области с фокусом на детей 8-10 лет в рамках реализации проекта - преемника Цифровые Кулибины и Ломоносовы из глубинки, заявка направлена на 1 конкурс 2020 года.












